Наш цветущий детский сад

Проект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №408 г. Челябинска»

Экологический проект «Цветущий детский сад»

в рамках конкурса «Цветущий город»

Тип: практико-ориентированный.

Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники и  родители.

Срок реализации: февраль – сентябрь .

Основание для разработки:

Мы считаем, что формирование нравственных установок дошкольников через экологическое воспитание очень актуально на сегодняшний день.

Для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников необходимо благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны.

Цель проекта: расширение образовательного пространства ДОУ и использование природных ресурсов ближайшего окружения для осуществления экологического образования дошкольников.

Задачи:

Введение

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения — важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы и собственной образовательной деятельности.

Одной из задач является постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогов и как следствие повышение качества  образовательного процесса.

Педагоги и специалисты образовательного учреждения активно осваивают метод проектов. За несколько лет  внедрения  проектного метода в ДОУ апробировано, разработано и реализовано масса проектов, отличающихся тематикой и степенью продуманности. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.  Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение.

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом,  благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. Коллектив детского сада решил изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники и сад будут гармонично включаться в обновленный проект и соответствовать интересам детей, что позволит изменить их отношение к природе во избежание  экологических проблем.

Весной 2016 года перед педагогами  МАДОУ «ДС №408 г. Челябинска» встала задача по очередному сезонному благоустройству территории. Коллектив был разделен на творческие группы, каждая из которых работала над общей идеей – создание экологического пространства в МАДОУ.

Для работы над  реализацией этапов проектирования были запланированы следующие способы, методы и приемы:

1.Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.

  1. Организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы, теплица. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями.
  2. Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки природы, лекарственные растения. Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в педагогическом процессе.
  3. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада.
  4. Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.
  5. Организация и проведение опытнической работы с объектами природы Родного края в экологической лаборатории, где есть всё необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребёнок проводит настоящие исследования и опыты с помощью системы очистки воды, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает.
  6. Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растений в календаре.
  7. Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.
  8. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.
  9. Предметно-пространственная среда групповых площадок ясельных и младших дошкольных групп должна обеспечивать различные виды деятельности детей, в связи, с чем должны быть выделены зоны, оборудованные для игр с песком и водой, для сюжетных, дидактических и подвижных игр

Партнеры проекта

Ключевые партнеры Содержание деятельности
Заведующий ДОУ, зам. заведующего по АХР. Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство работой педагогического коллектива, способствует материально-техническому оснащению проекта, координирует  взаимодействие сотрудников ДОУ, родителей воспитанников и социальных партнеров
Старший воспитатель Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство   проектом, принимает участие в реализации проекта, создает условия для творческой работы коллектива над проектом.
Педагог — психолог Участвует в разработке и осуществлении проектной деятельности,  организует совместную деятельность воспитанников и их родителей, проводит психолого-педагогическую диагностику  личностного и эмоционального развития детей
Основные партнеры Осуществляют реализацию мероприятий проекта
Воспитатели ДОУ Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта, проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют со специалистами ДОУ
Специалисты ДОУ Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта, проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют с воспитателями и медицинским персоналом ДОУ.
Родители Участвуют в опросах, анкетировании, посещают консультации, совместные досуговые мероприятия, участвуют в совместной деятельности по плану проекта.
Дети Участвуют в совместной деятельности, согласно плану проекта, совместно с педагогами и родителями изготавливают пособия и игры для группы.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта Задачи этапов проекта
I этап

(подготови­тельный)

— разработка положения о проектной деятельности;

—  подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для мероприятий.

II этап

(основной)

—  реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);

— укрепление и развитие материально-технической базы;

— создание оборудования проекта.

III этап

(заключи­тельный)

— оценка эффективности реализации проекта;

— демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия);

— оценка созданного оборудования проекта.

— анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

 

Рабочий план по реализации проекта


п/п
Наименование мероприятия Срок проведения Ответственный
1. Подготовительный этап
1 Изучение особенностей территории ДОУ февраль Творческая группа
1.1 Разработка  плана озеленения территории детского сада:
– создание эскизов генерального плана
– подбор растений для  альпийской горки и цветников, деревьев и кустарников.
февраль Творческая группа
1.3 Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта февраль – март Зам по АХР
2. Деятельностный этап
2.1 Конкурс  «Огород на окне»
Посадка семян на рассаду
апрель Педагоги ДОУ
2.3 Проведение мероприятий по уборке мусора Апрель – май Зам по АХР
2.4 Разбивка участков, цветников, подготовка почвы. Апрель – май Педагоги ДОУ
2.5 Покраска игрового оборудования Май Зам по АХР
2.6 Завоз песка для игр в песочницы Май Зам по АХР
2.7 Обновление разметки по ПДД на асфальте Май Зам по АХР
2.8 Стрижка кустов Май Педагоги ДОУ
2.9 Высаживание рассады однолетних и многолетних  цветов Апрель-май Педагоги ДОУ
2.10. Посев травы Апрель-май Педагоги ДОУ
2.11 Посадка овощных культур на огороде Май Педагоги ДОУ
2.12 Изготовление табличек-указателей с названиями растений. Апрель-май Ст. воспитатель

 

2.13 Работа на экологической тропе Май –  август Педагоги ДОУ
2.14 Уход за огородом и цветниками В течение всего проекта Педагоги ДОУ
2.15 Опытно-экспериментальная деятельность В течение всего проекта Педагоги ДОУ
2.16 Образовательная деятельность с детьми В течение всего проекта Педагоги ДОУ
3. Заключительный этап
3.1 Проведение выставки фотографий о работе проекта (размещение на сайте)

 

июнь Ст. воспитатель

Педагоги ДОУ

3.2  Путешествие по территории детского сада «Зеленая тропа» летний период Педагоги ДОУ
3.3 Защита конкурсных работ «Подарки лета» сентябрь Педагоги ДОУ

 

Ожидаемые результаты:

 

Дальнейшее развитие проекта:

Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда позволит в дальнейшем эффективно осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Окультуренная ландшафтная зона и озеленение прогулочных участков будут пополняться, и обновляться игровым и спортивным оборудованием.

 

Примерный календарный план мероприятий по реализации проекта

Работа по проекту предполагает:

  1. Изучение экологической стороны жизни дошкольника.
  2. Создание и пополнение альбома «Зеленая книга ДОУ» — еженедельно.
  3. Создание индивидуальных, коллективных работ, уголков на участке, стендов для конкурса «Подарки лета»

 

Июнь

  Работа с детьми Работа с родителями Совместная деятельность детей и родителей
Неделя 1 Занятие 1. Знакомство с экологическими понятиями.

Занятие 2. Создание первой странички в экологической книге группы.

1.Консультации для родителей о полезном и опасном лете

«Лето красное- небезопасное».

2.Знакомство с проектом, привлечение к сотрудничеству

(сайт ДОУ, буклеты, родительские собрания).

1. Помощь ребёнку в создании книги-альбома «Я и природа»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, совместное изготовление аппликаций, рисунков.

 

Неделя 2 Занятие 3. Волшебные средства природы.

Занятие 4.  Создание странички в эко книге о полезных растениях.

 

 

Неделя 3 Занятие 5. Знакомство с красками лета.

Занятие 6.  Создание странички в книге – «Краски лета».

неделя 4 Занятие 7. Знакомство с закаливающими процедурами летом и их пользе.

Занятие 8.  Создание странички в эко книге – «Здоровье укрепи летом».

 

 

 

Июль

  Работа с детьми Работа с родителями Совместная деятельность детей и родителей
Неделя 1 Занятие 1. Знакомство с миром цветов. Как наблюдать за цветами.

Занятие 2. Создание странички в эко книге – «Цветы прекрасные друзья, их любят все — и ты, и я».

 

1. Анкетирование родителей «Экологическое образование в семье» (сайт ДОУ)

2. Реализация краткосрочного проекта «Быть садовником хочу»;

«Семейный цветник».

1. Помощь ребёнку в создании эко книги: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

 

Неделя 2 Занятие 3. «Цветы – барометры», «Цветы – часы».

 

Занятие 4. Игра – путешествие «Найди цветы – барометры, цветы –часы, лекарственные цветы».

 

Неделя 3 Занятие 5. Продолжение игры –путешествия «Цветы- помощники». Составление карты «Где  растут цветы-помощники на территории ДОУ».

 

Занятие 6. Создание странички в эко книге — «Цветочная мозаика».

 

 

Неделя 4 Занятие 7. «Жужжащий, ползающий мир».

 

Музыкальный вечер «Бал цветов»

 

Август

  Работа с детьми Работа с родителями Совместная деятельность детей и родителей
Неделя 1 Занятие1.«Экологическое лукошко».

Составление кроссвордов, загадок, экологических сказок.

 

Занятие 2. Создание странички в эко книге — «Экологическое лукошко».

 

 Информирование о ходе реализации проекта.

Ознакомление с Положением конкурса «Здравствуй, город! Я — твой житель».

1. Помощь ребёнку в оформлении эко книги: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

 

Неделя 2 Занятие 3. Знакомство с Красной книгой растений Южного Урала.

 

Занятие 4. Создание странички в эко книге – «SOS».

Неделя 3  

Занятие 5. Знакомство с правилами поведения на природе.

Занятие 6. Создание странички в эко книге – «Юные экологи».

Неделя 4 Конкурс фото и видео работ

«Здравствуй, город! Я — твой житель».

 

 

 

Ожидаемые результаты

— улучшение эмоционального состояния дошкольников;

— формирование нравственно- оценочного поведения в природе;

— развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста;

— гармонизация детско-родительских отношений;

— обновление содержания  образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.